Управления энергосистемамиТЭО и ПОЭЭ созданы в соответствии с «Генеральной схемой управления энергетикой и электрификацией», утвержденной в 1988 г.
Созданные человеком энергетические установки, имеющие огромные суммарные мощности, оказывают заметное влияние на естественные процессы, происходящие в биосфере. Это влияние во многих случаях носит негативный характер, который необходимо учитывать при рассмотрении биосферического аспекта энергетики. Еще Ф. Энгельс говорил о том, что если человек подходит к природе как завоеватель, он оставляет после себя пустыню. Эти слова в настоящее время приобретают особый смысл, требуя от человека познания законов природы и организации своей деятельности в соответствии с ними. Здесь, однако, возникает противоречие: с одной стороны, выступает мощная техника, а с другой — капиталистическая система, стремящаяся любой ценой получить прибыль, не склонна согласовывать эту технику с законами природы. Отсюда появляется задача широкого управления энергетикой, такого управления, которое бы осуществлялось не только в техническом аспекте, но и аспекте биосферическом, тесно связанном с социально-политическим аспектом. Техника открывает неограниченные возможности для организации управления: использование кибернетических методов, сбор и передача информации, широкое использование ЭВМ, микропроцессорной техники и т. д. Но эти возможности ограничиваются социально-политическими и экономическими условиями существования и развития капиталистического общества.
4.41. Структурная схема управления энергетикой
В структуре управления энергетикой выделяются три основных направления: оперативное управление режимами, управление строительством и административно-хозяйственное управление. Например, линия оперативного управления при рассмотрении ее сверху вниз определяется так: Минэнерго СССР — ЦДУ ЕЭС, непосредственно воздействующее на работу крупных электростанций, объединенных диспетчерских управлений районных энергосистем. Заключительная ступень оперативного управления системой — диспетчерские службы.
Ввиду сложности, многофакторности и многосвязности задач управления энергетикой в настоящее время разрабатывается, опробуется и внедряется многоуровневая автоматическая система ДИСП6Т-ческого управления. Ее задачами, в частности, являются: автоматическое управление (в темпе процесса); оперативное управление (минуты— сутки); краткосрочное планирование (сутки — неделя);
7) создаются условия для оптимального управления развитием и режимами работы энергетики в целом как подсистемы народного хозяйства страны, для создания автоматизированной системы диспетчерского управления энергосистемами (АСДУ), а также для создания автоматизированной системы управления энергетикой как отраслью народного хозяйства (АСУ Энергия).
Из-за сложности, многофакторности и многосвязности задач управления энергетикой в настоящее время разрабатывается, опробуется и внедряется многоуровневая автоматизированная система диспетчерского управления. Ее задачами, в частности, являются: автоматическое управление (в темпе процесса); оперативное управление (минуты — сутки); краткосрочное планирование (сутки—неделя); долгосрочное планирование (месяц — сезон — год); перспективное прогнозирование (несколько лет).
5.51. Структурная схема управления энергетикой
Структура управления энергетикой имеет три основные линии: оперативное управление режимами, строительство и а д м и и и с т р а т и в н о- х о з я и с т в е н-н ы е дела. Например, линия оперативного управления, при рассмотрении ее сверху вниз, определяется так: Минэнерго СССР — ЦДУ ЕЭС, непосредственно воздействующее на работу крупных электростанций, объединенных диспетчерских управлений районных энергосистем. Заключительная ступень оперативного управления системой — диспетчерские службы.
Принципы управления энергетикой СССР. Не имеющий аналогий шестидесятилетний опыт централизованного планирования и управления энергетикой СССР еще требует глубокого обобщения. Но уже сейчас на его основе можно сформулировать некоторые принципы планомерного управления энергетикой СССР, которые с большей или меньшей отчетливостью проявлялись во все периоды ее развития, как бы сильно ни различались их условия и результаты. Главные из этих принципов состоят в следующем.
6. Выполнение энергетикой роли двигателя общественного производства ставит весьма жесткие требования к ее собственной производственной базе. Эти требования выступают в виде принципа систематического роста концентрации производства энергетических ресурсов и централизации их распределения. При этом концентрация производства не сводится к укрупнению единичной мощности энергетических агрегатов и объектов (предприятий), а проявляется также в создании крупнейших топливных баз и энергетических комплексов (ЭК). Аналогично централизация распределения энергоресурсов означает не просто присоединение потребителей энергии к крупным (центральным) источникам, но и объединение самих источников во все более мощные энергетические системы, а в пределе — в единую общеэнергетическую систему страны и группы стран. Таким образом, главным принципом централизованного управления энергетикой СССР является принцип системности ее развития.
4. Совершенствование методов автоматического управления энергосистемами.
7) появляются условия для оптимального управления развитием и режимами работы энергетики в целом как подсистемы народного хозяйства страны для создания автоматической системы диспетчерского управления энергосистемами и объединенными энергосистемами, а также для создания автоматизированной системы управления (АСУ) энергетикой как отраслью народного хозяйства.
Возможность функционирования такой системы обеспечивалась до 60-х годов благодаря сравнительно большим резервам по установленной мощности электростанций и по пропускной способности линий =лектропередачи. В последние годы эти резервы значительно сократились и существовавшая система управления энергосистемами пришла в противоречие с требованиями надежности и экономичности работы энергосистем. С этим связаны принимаемые в настоящее время серьезные попытки создания объединенной иерархической системы оперативно-диспетчерского управления.
ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМАМИ
систем диспетчерского управления энергосистемами . . 437
7) создаются условия для оптимального управления развитием и режимами работы энергетики в целом как подсистемы народного хозяйства страны, для создания автоматизированной системы диспетчерского управления энергосистемами (АСДУ), а также для создания автоматизированной системы управления энергетикой как отраслью народного хозяйства (АСУ Энергия).
Одноканальные ИИС. К этим системам относятся, например, телеизмерительные системы, широко применяемые для диспетчерского управления энергосистемами. Они комплектуются из отдельных устройств, предназначенных для измерения различных величин на расстоянии.
энергетики дают возможность, во-первых, накапливать опыт по использованию ЭВМ в процессах управления энергосистемами и, во-вторых, готовить кадры для работы на более совершенных и мощных ЭВМ.
В табл. 10 приведена динамика изменения числа часов использования среднегодовой установленной мощности электростанций Министерства энергетики и электрификации СССР. Из цифр этой таблицы видно, что на протяжении 15 лет в среднем число часов использования мощности тепловых и гидравлических электростанций остается практически неизменным. Использование мощности тепловых электростанций несколько выше среднего уровня, а мощность гидроэлектростанций загружается значительно ниже среднего показателя. Почему это происходит и правильно ли такое неравномерное использование мощностей? В данном случае диспетчерские управления энергосистемами поступают правильно по следующим соображениям.
В десятой пятилетке широко развернулось создание автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ) — одного из основных условий дальнейшего развития ЕЭС СССР. АСДУ — это новый этап автоматизации оперативного управления энергосистемами, базирующийся на широком использовании средств автоматики, вычислительной техники, современных средств передачи и отображения информации. К концу десятой пятилетки во всех ОДУ эксплуатируются АСДУ ОЭС на базе современных управляющих и универсальных ЭВМ третьего поколения.
ЭВМ с автоматическим обменом информацией между всеми ЭВМ, автоматическим приемом информации от аппаратуры передачи данных и 'постоянно действующими диалоговыми системами на управляющих и универсальных ЭВМ. Аналогичные комплексы вводятся в эксплуатацию в остальных ОДУ и во многих энергосистемах. Эти комплексы решают задачи оперативного автоматического управления энергосистемами и энергообъединениями. Решение задач долгосрочного и краткосрочного' планирования режимов обеспечивается с помощью ЭВМ третьего поколения, работающих, как правило, в мультипрограммном .режиме. Начиная с середины девятой пятилетки практически все мощные энергоблоки ТЭС и АЭС вводятся в эксплуатацию с автоматизированными системами управления технологическим процессом (АСУ ТП), выполняющими в основном функции контроля оперативного управления, расчета и анализа технико-экономических показателей работы оборудования, регистрацию а1варийных ситуаций, диагностику состояния оборудования, а также некоторые функции цифрового управления режимами. На основе информации, получаемой от блочных информационно-вычислительных подсистем, общестанционные подсистемы выполняют расчеты обобщенных показателей по станции 'в целом, контроль и регистрацию работы обще-станционных цехов и оборудования (в том числе ,и главной электрической схемы станции), контроль и анализ качества работы вахтенного персонала, связь с верхними уровнями АСУ.
Похожие определения: Управляющим напряжением Управления электродвигателя Удельного объемного Управления автоматики Управления используется Управления коммутационными Управления напряжением
|