Резервном источникеМагистраль резервного возбуждения
Магистраль резервного возбуждения
Монтаж схемы резервного -возбуждения — -- ---- ••
2.22. Гашение поля при независимом тиристорном возбуждении генератора: / —АГП; 2 — ввод резервного возбуждения; 3 — главный тиристорный возбудитель; 4 — тиристорный возбудитель вспомогательного генератора; 5 - контакты гашения поля (Лг — сопротивление гашения поля)
Гидрогенераторы также обычно имеют возбудитель на одном валу с генератором. Однако при этом у мощных тихоходных генераторов с пк = 60 -н 150 об/мин размеры и стоимость возбудителя в связи со значительной его мощностью и тихо-ходностью получаются большими. Кроме того, тихоходные возбудители вследствие своих больших размеров обладают большой электромагнитной инерцией, что снижает эффективность автоматического регулирования и форсировки возбуждения. Поэтому применяют также системы возбуждения в виде отдельного быстроходного агрегата (п = 750 -т- 1500 об/мин), состоящего из асинхронного двигателя и генератора постоянного тока. Асинхронный двигатель при этом получает питание от специального вспомогательного синхронного генератора, расположенного на одном валу с главным гидрогенератором, а в некоторых случаях — с шин собственных нужд гидростанции или с выводов главного гидрогенератора. В последнем случае возбудительный агрегат подвержен влиянию аварий в энергосистеме (короткие замыкания и пр.), и поэтому для повышения его надежности приводные асинхронные двигатели выполняют с повышенным максимальным моментом (Мт >4 Мн), а иногда эти агрегаты снабжают также маховиками. В виде отдельных возбудительных агрегатов выполняются также агрегаты резервного возбуждения электростанций, служащие для резер-
Устанавливаемые на Березовской ГРЭС-1 турбогенераторы типа ТВВ-800-2 мощностью по 800 МВт, напряжением 24 кВ соединяются в блоки с повысительными трансформаторами типа ТЦЮООООО/500 мощностью по 1000 МВ-А, напряжением 24/525 кВ. Генераторы снабжаются независимым тиристорным возбуждением. На восемь блоков устанавливаются два агрегата резервного возбуждения (электродвигатели-генераторы).
системы СН ( 20.15, в). В первом случае систему часто называют независимой, во втором — зависимой. Установка отдельного двигателя позволяет выбрать рациональную частоту вращения возбудителя, при которой может быть изготовлен возбудитель требуемой мощности и размеров. Однако такая система возбуждения сложнее прямой системы, поэтому обладает меньшей надежностью, а при присоединении электродвигателя к шинам СН она оказывается чувствительной к изменениям напряжения во внешней сети. При кратковременных снижениях напряжения (продолжительность определяется временем отключения места повреждения) возможно поддержать частоту вращения и соответственно напряжение возбудителя в нужных пределах путем установки маховика, повышающего механическую постоянную времени агрегата двигатель — возбудитель. Косвенная независимая система возбуждения применена в основном только для тихоходных гидрогенераторов небольшой мощности, а косвенная зависимая система возбуждения с маховиком — для возбуждения синхронных компенсаторов, капсульных генераторов, а также для резервного возбуждения генераторов.
Достоинством бесщеточной системы возбуждения является отсутствие коллекторов, контактных колец и щеток, благодаря чему значительно повышается надежность ее работы и облегчается эксплуатация. Недостатком этой системы возбуждения является необходимость останова машины для подключения резервного возбуждения и замены вышедших из строя выпрямителей и перегоревших предохранителей.
Для резервного возбуждения турбогенераторов любых мощностей применяют систему самовозбуждения с генератором постоянного тока, приводимым во вращение асинхронным двигателем, получающим питание от шин собственных нужд станции ( 1-22). Мощность таких генераторов постоянного тока, выполненных на частоту вращения 750 об/мин, достигает 2 МВт, а перегрузочная мощность, рассчитанная на длительность форсировки до 30 с, колеблется в пределах 4—6 МВт. Для уменьшения влияния колебаний напряжения и частоты в системе на режим возбуждения синхронной машины применяют либо асинхронный двигатель с большим запасом по мощности, либо специальный маховик для увеличения механической инерции вращающихся масс. Динамические характеристики генератора при работе на •резервном возбудителе хуже, чем при работе на основном. Обычно на два-четыре блока устанавливают один резервный возбудитель.
Для наиболее мощных гидрогенераторов (200—600 MB. А), работающих на дальние электропередачи, требуются системы возбуждения с высоким быстродействием: &ф = 3-=-4, vu S= 100 с"1. Его обеспечивают системы независимого возбуждения с управляемыми вентилями (ионными или тиристорными) (см. 1-19). Небольшое число мощных гидрогенераторов имеет ионную или тиристорную систему самовозбуждения (см. 1-21). Тиристор-ное самовозбуждение наиболее рационально для капсульных гидрогенераторов, имеющих пока сравнительно небольшую мощность (до 46 MB. А). Ограниченное число гидрогенераторов средней мощности имеет схему самовозбуждения, показанную на 1-17. Что касается резервного возбуждения, то на гидроагрегатах оно, как правило, не применяется.
Следует учесть, что на электрических станциях для заряда батареи может быть использован двигатель-генератор резервного возбуждения.
Устройство АВР должно контролировать наличие напряжения на резервном источнике, отключенное состояние рабочего источника и быть отстроенным по времени от максимальных токовых защит присоединений. При включении резервного источника на устойчивое к. з. релейная защита должна обеспечить его отключение от поврежденного участка, чтобы сохранилось питание других присоединений. Вариант принципиальной схемы устройства АВР на двухтрансформаторной подстанции дан на 11-38.
Устройство АВР должно контролировать наличие напряжения на резервном источнике, отключенное состояние рабочего источника и быть отстроенным по времени от максимальных токовых защит присоединений. При включении резервного источника на устойчивое КЗ
1) требованиями надежности, которые в основном зависят от категории потребителей (необходимость в резервном источнике питания);
Устройство АВР должно контролировать наличие напряжения на резервном источнике, отключенное состояние рабочего источника и быть отстроенным по времени от максимальных токовых защит присоединений. При включении резервного источника на устойчивое КЗ
уставка срабатывания /L-p и уставка коп гроля /к = 48,5-4-49 Гц. Благодаря применению реле направления мощности, замыкающего контакты при направлении активной мощности к шинам, /с.р обычно принимают равным 47,5 — 48 Гц, не согласовывая эту уставку с параметрами срабатывания очередей АЧР. При отказе рабочего источника реле понижения частоты, настроенное на уставку /ср, срабатывает, осуществляя пуск устройства АВР и одновременно дает команду на перестройку РЧ-1 измерительного органа устройства АВР в схеме другого выключателя ввода. Если на резервном источнике питания частота /> /к, вступает в действие логическая АВР, управляющая переключением питания потребителей.
Устройство АВР содержит следующие основные органы: пусковой орган (ПО УАВР); орган выдержки времени (ОР УАВР); орган контроля качества напряжения на резервном источнике питания (ОКН УАВР); орган контроля напряжения на рабочем источнике (в случае присоединений синхронных двигателей); цепь однократности действия УАВР.
Особенности выполнения органа контроля напряжения на резервном источнике питания УАВР. Орган контроля напряжения на резервном источнике питания выполняется, как правило, однорелейным при использовании в качестве пускового органа только органа минимального напряжения. В остальных случаях орган контроля напряжения представляет собой сочетание 27—3
Параметры срабатывания органа контроля напряжения на резервном источнике выбираются равными минимальным значениям ?7рез и fpea, обеспечивающим самозапуск электродвигателей после АВР, и ориентировочно могут быть приняты: Срез = ==(80^90)% t/яом; fPe3= (48,5-49) Гц.
АВР включают максимальное реле напряжения, контролирующее наличие напряжения на резервном источнике питания, на шинах //. При минимальном рабочем напряжении ?/рабтт реле должно находиться в состоянии после срабатывания, разрешая действие пускового органа АВР. Это обеспечивается при выборе напряжения срабатывания реле по формуле
Привод выключателя Q2 можно оборудовать автоматическим моторным редуктором (AMP). При этом в качестве пускового органа устройства АВР можно использовать вторичное реле времени КТ косвенного действия типа ЭВ-235К, подключив его к трансформатору напряжения TV1 через выпрямительное устройство типа ВУ-200 ( 7.2,г). Реле КТ срабатывает при исчезновении напряжения на шинах подстанции и с заданной выдержкой времени замыкает цепь электромагнита отключения У ATI выключателя Q1 ( 7.2,5). Отключение выключателя сопровождается размыканием его вспомогательного контакта Q1.1 и замыканием вспомогательного контакта Q1.2 в цепи электромагнита включения YAC2 выключателя Q2. Выключатель включается лишь при наличии напряжения на резервном источнике и готовности привода к действию (вспомогательный контакт Q2.6 замкнут). Вспомогательный контакт Q2.3 исключает многократность действия устройства АВР при включении выключателя Q2 на устойчивое короткое замыкание. Если выключатель отключается после включения устройством АВР, то пружина электродвигателем М не заводится, так как его цепь разомкнута вспомогательным контактом Q2.3. Для подготовки привода к действию накладку SX1 снимают (выводят из действия АВР), а накладкой SX2 замыкают цепь электродвигателя, который, начиная работать, заводит пружину до тех пор, пока его цепь не разомкнётся вспомогательным контактом Q2.4. После завода накладки возвращают в прежнее положение. Если на резервной линии отсутствует трансформатор напряжения TV2, то схему АВР можно выполнить с использованием предварительно заряженных конденсаторов.
каются контакт KVT1 и импульсный контакт реле КТ1.1 ( 16.4, в). Если на резервном источнике питания (линия Л2) имеется напряжение, то контакт реле KVT2 тоже замкнут и обмотка реле KL1 подключается к предварительно заряженному конденсатору С1. Реле срабатывает и контактом K.LI отключает выключатель Q1. Затем контактом КТ1.2 реле КТ1 замыкается цепь электромагнита У ATI отключения отделителя QR1. В цепь электромагнита YAT1 отключения отделителя QR1 включены вспомогательные контакты: QN1.1 — ко-роткозамыкателя QN1; QR3.1 — отделителя QR3; Q1.1 — выключателя Q1, позволяющие действовать автоматике на отключение QR1 только в том случае, если все указанные аппараты отключены.
Похожие определения: Регулируемых электроприводах Регулируемых трансформаторов Расчетными величинами Регулируемого постоянного Регулирующей аппаратурой Регулирующие устройства Рекомбинация происходит
|