Поскольку существуетЛитье в землю — самый старый из известных методов получения отливок. Он не отличается высокой производительностью, однако полностью отказаться от него, особенно в условиях мелкосерийного производства, не удается, поскольку стоимость оснастки по сравнению с другими методами литья минимальна и литьем в землю можно получать отливки из различных литейных сплавов, в том числе из тугоплавких.
Поскольку стоимость электроэнергии является составной частью в себестоимости продукции, вырабатываемой предприятием, последнее заинтересовано в проведении технических мероприятий, необходимых для улучшения коэффициента мощности.
Поскольку стоимость ИМС зависит от степени интеграции, по стоимости отдельных ИМС невозможно установить экономический критерий
Активные элементы полупроводниковых интегральных схем представляют собой кремниевые транзисторы типа п-р-п. Использование транзисторов обоих видов проводимости, т. е. комплементарных структур, в одной схеме приводит к заметному усложнению технологии производства и поэтому нежелательно. Диоды обычно образуются из транзисторов в диодном включении, при котором база соединяется с коллектором. Поскольку стоимость изготовления резисторов и конденсаторов дороже, чем транзисторов, то схему целесообразно выполнить с наименьшим количеством пассивных элементов, заменяя их по возможности транзисторами.
на протяжении, по крайней мере, нескольких десятилетий. По оценкам (например, [11, 12]), капиталоемкость нефти будет увеличиваться в среднем на 5—6%, а природного газа — на 3—4% в год. Рост стоимости и капиталоемкости жидкого топлива замедлится лишь после того, как сравняются затраты у потребителей на нефтепродукты из натуральной и синтетической нефти и начнется крупномасштабное производство жидкого топлива из угля и сланцев. Однако стабилизация роста затрат произойдет при очень высоком их абсолютном уровне, поскольку стоимость и капиталоемкость синтетической нефти в 2—4 раза выше натуральной, добываемой в настоящее время.
Целесообразность указанных структурных изменений конечного расхода энергии в значительной степени определяется также начавшейся структурной перестройкой энергетического баланса. Важно при этом иметь в виду, что именно электроэнергия позволяет широко использовать ядерное горючее через его расход на электростанциях. В то же время достаточно вероятно, что в перспективе относительная экономичность электрификации возрастет, поскольку стоимость органического топлива будет увеличиваться быстрее, чем стоимость электроэнергии, вырабатываемой на ядерном горючем (с использованием не только реакторов на тепловых, но и на быстрых нейтронах, а в дальнейшем и синтеза ядерного горючего).
Важной количественной информацией, содержащейся в этих альтернативных вариантах, являются относительные значения и изменения значений от одного варианта к другому. Вариант ЗН-1 исходит из минимальной стоимости энергии при обычных темпах внедрения новых технологий, в нем общ^я приведенная стоимость энергетической системы несколько .превышает уровень 14 трлн. долл. (США) (в ценах 1975 г.), а совокупный чистый импорт нефти равен приблизительно 68,2 млрд. т условного топлива. В этом варианте в условиях роста цен на топливо уже выбран ряд новых энергетических технологий для создания оптимальной структуры энергосистемы. Ими являются главным образом те технологии, с помощью которых можно увеличить ресурсы обычной .нефти или ее заменить, например повышение нефте- и газоотдачи пластов, использование нефтеносных сланцев и т. п. В то же время ряд других технологий в этом варианте отсутствует, поскольку стоимость топлива, производимого на их основе, выше прогнозируемого мирового уровня цен на энергию.
На добычу угля будут оказывать влияние два основных фактора — перемещение добычи в западные районы и развитие открытого способа добычи. К 1985 г. суммарный объем добычи угля на западных месторождениях составит 365—455 млн. т. Одновременно с увеличением добычи на западе будет расти и доля угля, добываемого открытым способом, поскольку стоимость такой добычи значительно ниже, а содержание серы в угле небольшое. Расширение использования угля как основного энергетического ресурса может быть ограничено в будущем рядом экологических и социально-экономических факторов. Эти сдерживающие факторы влияют на электроэнергетику в тот период, когда переход от использования нефти и природного газа на электростанциях к использованию угля рассматривается как важная национальная задача.
Стоимость производства электроэнергии на АЭС с тепловыми реакторами почти такая же, как на ТЭС на органическом топливе, и по мере роста цен на органическое топливо конкурентоспособность АЭС будет, вероятно, повышаться. Сравнение стоимости современных реакторных систем и усовершенствованных систем будущего, как, например, реакторов БН, затруднено, поскольку стоимость будущих систем характеризуется большой степенью неопределенности. Приближенная оценка показывает, что удельная стоимость строительства АЭС с реакторами БН не должна превышать 130% стоимости строительства АЭС с легководными реакторами LWR для того, чтобы окупаемость капитальных затрат и расходы на эксплуатацию в обоих случаях были примерно одинаковыми при одной и той же цене на электроэнергию. Поскольку необходимо одновременно со строительством АЭС
Для намеченных вариантов схемы определяют годовые потери энергии в трансформаторах, поскольку стоимость потерянной энергии является одним из показателей экономичности.
Электроприводами потребляется более 60 % производимой в мире электроэнергии, поэтому вопросы энергосбережения имеют чрезвычайно важное значение. Для России это тем более важно, поскольку стоимость электроэнергии возрастает и при неэкономичных системах электроприводов производственные расходы возрастают, соответственно возрастает стоимость вырабатываемой технологическими комплексами продукции.
При достаточно большой массе тележки и груза в некотором положении тележки на участке he движущая сила окажется больше силы сопротивления движению, вследствие чего статический момент изменит направление (Мс < 0) и превратится в движущий. Так как действительные направления моментов будут при этом совпадать (М > 0, а Мс < О, см. 9.34), то будет происходить разгон двигателя и тележки под действием указанных двух моментов. Когда частота вращения достигнет )!„, окажется, что Е = U, /„ = 0 и М = 0. Однако частота вращения будет продолжать возрастать, поскольку существует движущий момент Мс. При п > п0 получим Е > U, 1Я < 0 и М < 0. Таким образом, снова возникнет момент двигателя, но теперь он будет тормозным. Установившийся режим наступит на наклонном участке пути erf, при частоте вращения п2 > п0, при которой М2 = МС2 < 0.
Для двигателя с короткозамкнутым ротором дополнительно даются отношение пускового момента к номинальному (М„/МНОМ) и отношение пускового тока к номинальному (/„//ном); для двигателя с фазным ротором — напряжение между кольцами при неподвижном и разомкнутом роторе L'2k==^2k и номинальный ток ротора /2Ном- Буквенные и цифровые обозначения типа двигателя позволяют, например, судить о назначении двигателя, его габаритной мощности, числе пар полюсов и т. д. Поскольку существует большое число типов двигателей и в каталогах даны пояснения, что означает каждая буква и цифра, останавливаться на этом в книге нет необходимости.
Однако перейти к другим методам программирования не так просто, поскольку существует накопленное примерно за 15 лет (с момента широкого внедрения ЭВМ 3-го поколения) программное обеспечение, на разработку, отладку и «обкатку» которого затрачены в каждой стране огромные ресурсы труда квалифицированных, высокооплачиваемых сотрудников. Поэтому, как в шутку говорят за рубежом, «пыльная колода перфокарт» (т. е. накопленное ПО) создает проблему его сохранения.
Без потери общности процесс уплотнения можно производить только по оси х, так как уплотнение по оси у выполняется аналогичным образом, но с поворотом на 90°. Формирование контура сжатия можно начать, например, с нижнего края коммутационного поля и далее прокладывать его к верхнему краю. По мере прохождения этого пути через микросхему определяется максимальная ширина сжатия для текущего участка контура на основе испытания допусков сжатия, рассматриваемых ниже. Если максимальная ширина сжатия оказывается равной нулю, это означает, что контур зашел в тупик и следует перейти к исследованию линии разреза по оси х, чтобы попасть в другой участок сжатия. Поскольку существует некоторое множество вариантов проведения линий разреза, то можно, например, продолжить прокладку контура сжатия путем исследования очередной ближайшей ячейки по оси х, с помощью которой можно было бы обойти области, образующие тупик. Этот процесс продолжается либо до выхода из тупика, либо до тех пор, пока для этого не будут исчерпаны все возможные варианты.
При достаточно большой массе тележки и груза в некотором положении тележки на участке be движущая сила окажется больше силы сопротивления движению, вследствие чего статический момент изменит направление (Мс < 0) и превратится в движущий. Так как действительные направления моментов будут при этом совпадать (М > 0, а Мс < 0, см. 9.34), то будет происходить разгон двигателя и тележки под действием указанных двух моментов. Когда частота вращения достигнет и0, окажется, что ? = U. 1Я — 0 и М = 0. Однако частота вращения будет продолжать возрастать, поскольку существует движущий момент Мс. При п > па получим '? > U, 1Я < 0 и М < 0. Таким образом, снова возникнет момент двигателя, но теперь он будет тормозным. Установившийся режим наступит на наклонном участке пути cd, при частоте вращения п2 > п0, при которой М2 = МС2 < 0.
Для двигателя с короткозамкнутым ротором дополнительно даются отношение пускового момента к номинальному (МП/МНОМ) и отношение пускового тока к номинальному (1„/1иом)', для двигателя с фазным ротором - напряжение между кольцами при неподвижном и разомкнутом роторе V2k = E2k и номинальный ток ротора /21Юм' Буквенные и цифровые обозначения типа двигателя позволяют, например, судить о назначении двигателя, его габаритной мощности, числе пар полюсов и т. д. Поскольку существует большое число типов двигателей и в каталогах даны пояснения, что означает каждая буква и цифра, останавливаться на этом в книге нет необходимости.
Требуемый уровень освещенности зависит от многих факторов, поскольку существует связь между освещенностью, размерами объекта, который должен осматриваться, и .расстоянием, с которого наблюдатель смотрит на объект. Эта зависимость изображена на 11.6, на котором представлена зависимость остроты зрения от светимости. Острота зрения равна 1/9 (где в—угловой зазор в угловых минутах между двумя точками окружности, который еще воспринимается глазом). Эта зависимость построена из предположения, что отраженный свет эквивалентен падающему и что визуальный фон не создает помех для зрительного восприятия. Этот график можно легко использовать для определения необходимых уровней освещения.
Термин «углеводород» (НС) относится к весьма обширному классу органических соеди-нений, в состав которых входят только атомы водорода и углерода. Эта формулировка представляется недостаточно исчерпывающей, поскольку существует множество углеводородных соединений, которые считаются вторичными загрязнителями, однако в их молекулах наряду с атомами водорода и углерода содержатся атомы других элементов, прежде всего азота и кислорода. В связи с тем, что в атмосфере находятся самые различные углеводородные соединения, довольно трудно произвести количественную оценку уровня концентраций и степени воздействия отдельных углеводородов. Однако свыше половины всех молекул углеводорода, находящихся в атмосферном воздухе, — это молекулы метана. Вот почему стало общепринятой практикой определять концентрацию в воздухе отдельно метана и отдельно остальных углеводородов, не принадлежащих к его ряду.
Выбросы серы являются наиболее серьезной проблемой охраны среды при переработке и использовании угля и нефтепродуктов. Топливо с низким содержанием серы высоко ценится, топливо же с высоким содержанием серы можно использовать только после обессеривания. Методы обессеривания угля и, в особенности, нефтетоплива сильно усовершенствованы с середины 60-х годов, когда эта проблема привлекла к себе внимание общественности. Высокие дымовые трубы позволяют ослабить загрязнение в некоторых районах; прямое и косвенное обессеривание мазута и обес-серивание отходящих газов применяют на некоторых НПЗ; возможно удаление двуокиси серы из дымового газа на электростанциях; не исключено применение еще более сложных мер. Эти вопросы, а также проблемы загрязнения окружающей среды при конечном использовании нефтепродуктов обсуждались на Мировом нефтяном конгрессе 1975 г. Мероприятия по охране окружающей среды требуют затрат, и потребитель вынужден оплачивать «социальные издержки» как часть стоимости продукта, будет ли это литр бензина или киловатт-час электроэнергии. Ведется большая работа по сокращению затрат, поскольку существует острая конкуренция, и ограничения на использование больших объемов серосодержащих угля и нефти заметно уменьшают гибкость снабжения.
Отопление и кондиционирование — еще одна важная область конечного использования энергии, в которой может быть получена экономия. Так, в США в 1985 г. в этой области может быть получена экономия энергии, эквивалентная 50 млн. т нефти в год, и еще 55 млн. т могут быть сэкономлены за счет улучшения изоляции помещений в строительстве [9]. По этому поводу, однако, почти невозможно сделать какие-либо общие выводы. В существующей практике изоляции помещений имеются большие различия между странами и даже внутри крупных стран, так же как в принятой температуре внутри помещений, в расчетной температуре наружного воздуха для проектирования отопительных систем, а также в степени распространения централизованного отопления или тепловых насосов. Если в США возможная экономия энергии определяется более или менее надежно, подобные расчеты для Европы выполнить значительно труднее. В отличие от США здесь наблюдается большое разнообразие бытовых отопительных систем; используются дрова, уголь, природный газ, электрические камины; применяются центральные отопительные системы на всех видах топлива, причем большое значение имеют различия в индивидуальных вкусах. В этих условиях вид «добровольной» экономии мог бы и должен играть важную роль; попытки оценить возможности такой экономии делались. Во Франции доля отопления в общем потреблении энергии оценивается в 25 %, поскольку широко используются уголь и дрова; с отоплением связаны значительные проблемы загрязнения среды. В 1974 г. в Норвегии исследовалась возможность применения электроэнергии для отопления помещений; причем доказывалось, что издержки в этом случае оказываются дополнительными по отношению к издержкам, связанным с обеспечением электроэнергией обязательных потребителей, и поэтому удельные затраты окажутся вдвое ниже, чем для бытового электроснабжения без отопления. Это пример пропаганды, направленной на обеспечение экономии второго рода, т. е. с использованием усовершенствованных приборов. Поскольку существует мнение о расточительности электроотопления, интересно отметить, что в одной из американских работ 1974 г. [43] указывается, что «практически при электроотоплении достигается тот же самый коэффициент преобразования первичных энергетических ресурсов, что и при использовании печей на нефтетопливе. Более того, на электростанциях могут применяться разнообразные виды первичных энергоресурсов разного качества».
Негфиятности, связанные с диодно-ре-зисторными цепями защиты, состоят в том, что они ухудшают параметры ключа, увеличивая RBKJl, шунтирующую емкость и утечку. При искусном проектировании чипа (с использованием «изоляции диэлектриком») можно исключить КУВ-защелкивание, не ухудшая серьезно параметров схемы, что обычно происходит 3
Похожие определения: Последовательный резонансный Последовательным параллельным Последовательной феррорезонансной Последовательное соединение Последовательно несколько Получения стабильного Последовательно расположенными
|