Кратность форсировкиКратность циркуляции при паропроизводительности 640 т/ч . 6,4& Объем воды в паросодержащей части трубной системы, м3 . 21,5 Полный объем воды, м3:
кратность циркуляции масла k = 10 ч '. На следующем этапе эксперимента применяли ультразвук, создаваемый ультразвуковым генератором. За-' дача состояла в изучении воздействия ультразвука на физико-химические свойства для продления его срока службы в ГТУ. Сравнительный анализ трех проб масла приведен в табл. 14.
При пуске и остановке масло на регулирование и смазку под давлением 0,35 МПа подается пусковым масляным насосом с подачей 1250 л/мин. При достижении турбинной частоты вращения около 4600 об/мин включается главный масляный насос, который подает масло на смазку подшипников под давлением до 0,8 МПа, а в'систему регулирования под давлением 0,5 МПа. Кратность циркуляции масла 12. При остановке, снижении давления масла на смазку и отсутствии переменного тока в работу включается аварийный насос с подачей 500 л/мин, который обеспечивает смазку только подшипников давлением около 0,2 МПа.
Исследования [104], проведенные на нескольких типах стержневых сборок с закрученными лентами непосредственно на петле кипящего реактора мощностью 600 МВт, позволили сравнить тепловые расчеты для реактора мощностью 600 МВт при использовании стержневых твэлов со скрученными лентами и без них. По мнению автора [104], применение скрученных лент приводит к уменьшению длины активной зоны, диаметра стержней, диаметра и высоты корпуса реактора, расхода теплоносителя. Кратность циркуляции при этом снижается примерно в 1,5 раза. Стержневые сборки со скрученными лентами позволили увеличить выходное паросодержание до 25-35% при среднем паросодержании в реакторе 10,5%.
Следует отметить, что применение интенсификаторов теплообмена, рассмотренных в данном параграфе, наряду с увеличением критической мощности стержневых сборок примерно на 40—45% повышает гидравлическое сопротивление их по сравнению с сопротивлением сборок без интенсификаторов. Это увеличение гидравлического сопротивления связано с возрастанием местных гидравлических сопротивлений и дополнительными потерями на вращение потока в межстержневом пространстве. Однако устанавливать локальные интенсификаторы, как показали эксперименты, достаточно лишь в зоне возможного возникновения кризиса теплообмена. Если учесть, что с увеличением критической мощности интенсификаторы теплообмена позволяют еще и снизить кратность циркуляции, то общее гидравлическое сопротивление циркуляционного контура реактора может остаться на приемлемом уровне.
Выше использованы следующие обозначения: Н, Нэ — высота, эквивалентная высота активной зоны, м; kz —• коэффициент неравномерности тепловыделения по оси реактора; атш — коэффициент теплоотдачи при кипении; ^№ — теплопроводность оболочки твэла; Хт — средняя теплопроводность топлива; и™ — число твэлов в ТК; &тк — коэффициент неравномерности тепловыделения по сечению ТК; TITB — доля тепла, выделяющаяся в твэлах (%„ ~ 0,94); ^тк — доля ТК из общего числа ячеек а. з. (<1>тк ~ 0,85 Ч- 0,90); &ц = Ор/0Пв — кратность циркуляции; kg — коэффициент неточности дросселирования (kg — 1,25 -т-1,31); апр— доля расхода на продувку (апр = 0,01 -=- 0,02); /г^р — коэффициент неравномерности энерговыделения в ТК по группе (krrp = 1,24- 1,3); аяч — шаг квадратной решетки ТК в а. з.; &ф — коэффициент азимутальной неравномерности тепловыделения; k^ — коэффициент неравномерности теплового потока из замедлителя в трубчатый твэл (&ф = 1,25-4- 1,35).
В общем случае движущий напор создастся за счет разницы плотностей в подъемном (парообразующем) и опускном участке контура. Разницу между движущим напором и сопротивлением подъемных труб называют полезным напором (Арпол)- Полезный напор затрачивается на преодоление сопротивлений в опускной системе и местных сопротивлений (Аром). Уравнение, отражающее равенство полезного напора и указанных сопротивлений, называется уравнением циркуляции. Решение уравнения циркуляции производится в большинстве случаев графически путем построения зависимостей Д/РПОЛ г= /i (Оц) и Арпи -= ~ /2 (<3ц). Зная величину Gn, рассчитывают кратность циркуляции /гц == - Оц/D — х^"ых- Определение величин, входящих в уравнение циркуляции, дано в [11].
Исходными данными для расчета являются: расход пара; кратность циркуляции; физические свойства среды на заданном участке; геометрические данные всех участков; абсолютная шероховатость поверхностей (см. табл. 1.1).
Исходные данные для расчета номинального режима ПГ: паропроизводитель-ность D, кг/с; температура питательной воды на входе в ПГ tnB, °C; температура перегретого пара tn, °C; паропроизводительность промежуточного пароперегревателя Dnn, кг/с; температура пара на входе и выходе в промежуточный пароперегреватель tBX пп, /вых пп, °С; давление перегретого пара ри, МПа; давление пара на входе в промежуточный пароперегреватель рпп, МПа; давление насыщенного пара ps, МПа; кратность циркуляции &,( задается с последующей проверкой; напор, создаваемый насосом МПЦ, Др, МПа; допустимая потеря напора по тракту пара в промежуточном пароперегревателе Арпп, МПа; расход греющей среды С, кг/с; температура греющей среды на входе и выходе из парогенератора tBX, ^вых. °С; температура греющей среды на входе в испаритель ^вхи, "С; давление греющей среды на входе в парогенератор рт, МПа; число секций в экономайзе-
Кратность циркуляции &ц принимается с последующей проверкой.
При динамическом способе вода испаряется с поверхности электрода в поток циркулирующего газа и затем либо сбрасывается вместе с газом (с воздухом), либо конденсируется, а газ поступает в рециркуляцию. В этом случае требуется значительный избыток циркулирующего газа по сравнению со стехио-метрическим расходом. Например, кратность циркуляции воздуха при его температуре 20°С и температуре ТЭ 60°С превышает 11 [13]. Кратность циркуляции водорода в ТЭ с щелочным электролитом лежит в пределах от 2,8 до 50,5 [13]. Система отвода воды включает циркуляционные насосы для водорода, конденсатор, разделитель воды и водорода и регулятор балан са воды либо нагнетатель воздуха и регулятор баланса воды
стигнуть полной стабилизации напряжения в сети при работе резкопеременных нагрузок. Однако обычные синхронные компенсаторы и синхронные двигатели, ра-, ботающие в режиме перевозбуждения, такого быстродействия обеспечить не могут. Это объясняется недостаточной перегрузочной способностью синхронных машин по цепи возбуждения. Как правило, предельное напряжение их возбуждения не превышает 200—300 В. По условиям работы изоляции это напряжение допускается не более 500 В. Для обеспечения же быстродействия порядка 115 Мвар/с синхронная машина должна иметь кратность форсировки возбуждения не менее 10 и безынерционную систему автоматического регулирования возбуждения, чтобы обеспечить слежение за колебаниями напряжения и реактивной мощности. Последнего можно достигнуть путем уменьшения инерционности всего контура регулирования, в который входят цепи статора и ротора машины. В связи с этим разработаны и выпускаются специальные синхронные компенсаторы. Их. номинальное напряжение возбуждения составляет 20—50 В. По сравнению с обычными компенсаторами уменьшены также значения постоянных времени цепей возбуждения-и статора, оснащенных тиристорны-ми возбудителями. ч
3) режим форсировки возбуждения, при этом по осциллограммам определяется кратность форсировки по напряжению и току и скорость нарастания напряжения на кольцах ротора.
К системам возбуждения предъявляются требования обеспечить нормированную кратность форсировки воз-Суждения и нормированную скорость нарастания напря-жения возбуждения. Под кратностью форсировки воз-буждения понимают отноше- 4-1. Определение ско- ние предельного напряжения
Требуется, чтобы кратность форсировки возбуждения была у турбогенераторов и синхронных компенсаторов не менее 2, у гидрогенераторов в зависимости от установленной системы возбуждения не менее 1,8—2. Скорость нарастания напряжения возбуждения у машин всех типов принимают равной не менее 2 отн. ед, возб/с, причем все синхронные машины рассчитывают на работу с предельным током возбуждения длительностью не менее 50 с при косвенной системе охлаждения, не менее 30 с при непосредственном охлаждении ротора и косвенном охлаждении статора и не менее 20 с при непосредственном охлаждении ротора и статора.
СО СЛ s i i 5 ? s i СЯ Кратность форсировки по напряжению о н а •о о
Требуется, чтобы кратность форсировки возбуждения у турбогенераторов и синхронных компенсаторов была не менее 2, у гидрогенераторов в зависимости от установленной системы возбуждения не менее 1,8—2. Скорость нарастания напряжения возбуждения у машин всех типов должна быть не менее 2 отн. ед. возб/с, причем все синхронные машины рассчитывают на работу с предельным током возбуждения длительностью до 50 с при косвенной система охлаждения, до 30 с при непосредственном охлаждении
Важнейшими характеристиками систем возбуждения являются: быстродействие, определяемое скоростью нарастания напряжения на обмотке ротора при форсировке К = 0,632(1//>пот-C//jHOM)/C//>HOMti ( 2.13), и отношение потолочного напряжения к номинальному напряжению возбуждения UfjnoT/ Uf_пом = /Сф — так называемая кратность форсировки.
Согласно ГОСТ турбогенераторы должны иметь /Сф > 2, а скорость нарастания возбуждения не менее 2 1/с. Кратность форсировки для гидрогенераторов должна быть не менее 1,8 для коллекторных возбудителей, соединенных с валом генератора, и не менее 2 для других систем возбуждения. Скорость нарастания напряжения возбуждения должна быть не менее 1,3 1/с для гидрогенераторов до 4 MB-А включительно и не менее 1,5 1/с для гидрогенераторов больших мощностей.
Кратность форсировки по напряжению и соответственно предельное напряжение возбудителя ограничивают испытательным напряжением изоляции обмотки ротора. Предельный ток и длительность работы ограничивают допустимым нагревом ротора; эти параметры зависят от типа системы охлаждения.
2. Кратность форсировки возбуждения, определяемая отношением потолочного напряжения на роторе к номинальному. Для электромашинных систем она соответствует кратности потолка тока ротора. Более современными и эффективными по быстродействию и кратности форсировки являются тиристорные системы возбуждения, использующие управляемые тиристорные выпрямители [18]. Такие системы практически безынерционны (Те ~ 0.02 с) и при форсировке обеспечивают скачкообразное нарастание напряжения Up, В тиристорных системах легко достигается четырехкратный (и более) потолок возбуждения, что позволяет ускорять нарастание тока ротора до
Требуется, чтобы кратность форсировки возбуждения у турбогенераторов и синхронных компенсаторов была не менее 2, у гидрогенераторов в зависимости от установленной системы возбуждения не менее 1,8—2. Скорость нарастания напряжения возбуждения у машин всех типов должна быть не менее 2 отн. ед. возб/с, причем все синхронные машины рассчитывают на работу с предельным током возбуждения длительностью до 50 с при косвенной система охлаждения, до 30 с при непосредственном охлаждении
Похожие определения: Кратковременную перегрузку Коэффициенты сглаживания Кратности максимального Кремниевые эпитаксиальные Кремниевые стабилитроны Кремниевых подложках Кремниевого фотодиода
|