Газотурбинных двигателейГлава 4. Газовые турбины и газотурбинные установки . 159
Газотурбинные установки (ГТУ) применяются для производства электроэнергии в ряде стран. Работающие и строящиеся в настоящее время ТЭС такого типа характеризуются высокой маневренностью (возможностью быстрых запусков и остановов, форсирования электрических нагрузок), более низкими, чем для КЭС на органическом топливе, значениями удельных капитальных затрат, незначительной потребностью в охлаждающей воде, меньшими габаритами и сроками строительства. Однако работают они на дорогом и для ряда стран дефицитном топливе (природном газе или жидком малосернистом газотурбинном топливе) со сравнительно низким ШД. Единичная мощность современных ГТУ не превышает 100-15С МВт, что значительно ниже той, которая требуется в настоящее врем*: для блоков крупных конденсационных электростанций. Из сказание го можно заключить, что такие ГТУ наиболее подходят для покрытия пиковой части графика электрических нагрузок и поэтому в о.шовном используются именно в этих целях.
12. Газотурбинные установки/ Под ред. Л. В. Арсеньев!, В. Г. Тырышкина. Л.; Машиностроение, 1978.
24. ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ
На отечественных ТЭС начинают широко использовать газотурбинные установки (ГТУ). В качестве рабочего тела в них используется смесь продуктов сгорания топлива с воздухом или нагретый воздух при большом давлении и высокой температуре. В ГТУ преобразуется теплота газов в кинетическую энергию вращения ротора турбины.
Газотурбинные установки могут работать только на жидком или газообразном топливе, так как продукты сгорания твердого топлива, содержащие золу и механические примеси, оказывают вредное влияние на лопатки газовой турбины. В газотурбинных установках, так же как и в обычных паросиловых установках, тепловая энергия преобразуется в механическую в турбинах и механическая энергия — в электрическую в генераторах. Эта схема электромеханического преобразования энергии требует использования материалов, способных выдерживать большие механические нагрузки при больших частотах вращения вала турбины и высоких температурах. Ограниченная прочность материалов вынуждает использовать пар при температурах не выше 600°С, в то время как температура сжигаемого топлива достигает 2000°С. Сокращение разницы этих температур позволит существенно повысить КПД тепловых установок.
2.4. Газотурбинные установки............. 77
Выбор АГП обусловлен требованиями, предъявляемыми к работе объекта при отключении основных источников питания. Эти агрегаты различают по мощности, напряжению, роду тока и частоты источника энергии, времени его пуска и длительности работы. В них в качестве первичных источников энергии используют аккумуляторные батареи различной мощности, дизель-генераторные агрегаты мощностью от единиц до 1000 кВт и более, газотурбинные установки, а также передвижные автоматизированные электростанции мощностью до 1600 кВт, напряжением 6,3 кВ.
Газотурбинные установки (ГТУ) Согласно инструкциям заводов-изготовителей и в зависимости от режимов и продолжительности работы ГТУ Капитальный ремонт авиационных и судовых двигателей производится на специализированных предприятиях
В районах Сибири замыкающим будем канско-ачин-ский бурый уголь. При определении эффективности пиковых ГЭС и ГАЭС в европейской части СССР, заменяющих газотурбинные установки (ГТУ), должны использоваться замыкающие затраты по топливу, используемому газотурбинными электростанциями.
Газотурбинные установки (ГТУ) Согласно инструкциям заводов-изготовителей и в зависимости от режимов и продолжительности работы ГТУ Капитальный ремонт авиационных и судовых двигателей производится на специализированных предприятиях
Наряду с применением для привода винтов известно использование МН в электроинерционных стартерах для пуска авиационных газотурбинных двигателей.
Показатели двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных двигателей
Соответственно с ростом перевозочной работы расширяется и совершенствуется производственная база судостроения, проводится типизация судов и унификация судовых конструкций, осуществляется сборка судовых корпусов из укрупненных элементов (секций, блоков), монтируемых вместе с элементами судового оборудования непосредственно в заводских цехах до подачи на стапели. Работы Г. В. Тринклера, Д. Б. Тана-тара, В. А. Ваншейдта, М. И. Яновского и других исследователей, конструкторов и технологов во многом способствовали производственному и эксплуатационному освоению судовых дизель-редукторных, дизель-электрических и паротурбинных силовых установок большой мощности. На основе опыта изготовления судовых паровых турбин и авиационных газотурбинных двигателей были построены первые судовые газовые турбины, особенно перспективные в применении к судам на подводных крыльях и на воздушной подушке. С 60-х годов по мере развития отечественной электронной промышленности и совершенствования судовых паровых котлов, двигателей, генераторов, рулевых и швартовочных устройств, погрузочно-разгрузочных механизмов и пр. все шире стали использоваться на судах системы централизации и автоматизации управления и контроля, которые значительно улучшают эксплуатационные качества судов, повышают производительность труда судовых команд и освобождают их от многих трудоемких и тяжелых работ.
Наряду с развитием и увеличением производства турбореактивных двигателей в первые послевоенные годы продолжалось совершенствование конструкций и сохранялось значительное по количеству производство поршневых авиационных двигателей. Особо мощные и экономичные многоцилиндровые поршневые двигатели оставались необходимыми для тяжелых самолетов дальнего и сверхдальнего действия, так как газотурбинные двигатели конца 40-х и начала 50-х годов не обладали достаточно высокими экономическими характеристиками. Поршневые двигатели устанавливались на самолетах легкомоторной и гражданской авиации, поскольку в эти годы еще не были развернуты работы по проектированию и постройке газотурбинных двигателей малой и средней мощности.
Накопление опыта проектирования, постройки и эксплуатации тяжелых реактивных самолетов и успешное освоение советским гражданским воздушным флотом первого реактивного пассажирского самолета Ту-104 сделали возможным начиная с 1957 г. широкое внедрение в гражданскую авиацию газотурбинных двигателей. Это качественно изменило возможности гражданской авиации и превратило ее в одно из основных средств массовых пассажирских перевозок на линиях средней и большой протяженности.
Развитие техники реактивной пассажирской авиации потребовало дальнейшего повышения экономичности полетов, определяемого прежде всего соответствующим повышением экономичности газотурбинных двигателей.
В ряду газотурбинных двигателей в 50-х годах заметное место заняли турбовинтовые и затем — турбовентиляторные двигатели, характерные относительно малым расходованием горючего и достаточно длительным ресурсом работы ( 118).
Постройкой вертолета Ми-6 было положено начало широкому применению газотурбинных двигателей в отечественном вертолетостроении.
66. Шалин Р. Е., Булыгин И. П., Голубовский Е. Р. Жаропрочность сплавов для газотурбинных двигателей. М.: Металлургия, 1981.
88. Биргер И. А. Конструкционная прочность материалов и деталей газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981.
2. Акимов В.М. Основы надежности газотурбинных двигателей. — М., Машиностроение, 1981.
Похожие определения: Генераторных установок Генераторного торможения Генераторов электростанции Генераторов напряжения Генераторов применяется Гармоническими колебаниями Генератор колебаний
|